День третий.
Еще на стадии планирования маршрута сегодняшний день был отчасти не сложным, но почти 50 км из него должны были быть первопроходными. В прошлом году мы с Севой шли севером от Новорижского шоссе, так как местность к югу от него на снимках со спутника представляла из себя огромное серое пятно-болото с черной точкой по центру, как глаз Циклопа в виде озера Бездонного. Это место обошла и железная дорога и линии ЛЭП, так что даже мысли о том, что через все это можно проехать вызывали нервный смех. Но Ахмет со товарищами так же в прошлом году прошли этот участок, но еще южнее и по этому мы решили ехать по их треку. Но трек тот начинался не в Нелидово, а городе Белый, что южнее на 50км. Вот именно этот участок и пришлось брать экспромтом))). Когда я еще дома рисовал маршрут между этими городами, то уже тогда стало понятно, что все же придется проехать по асфальту порядка 10 км. Но с учетом, что ехать надо за весь день 250 км, то эти 10 вообще не проблема.
Утром стандартные процедуры – завтрак, пакуем вещи, проверяем технику. Вот на проверке то и выясняется, что на Поларисе совсем плохо с внешним правым ШРУСом и заодно обнаружили, что открутилась стойка заднего стабилизатора. Стабилизатор не проблема, 10 минут и все на месте, а вот ШРУС… Вариантов нет, будем ехать до последнего, а по дороге решать проблему с приобретением нового. Стройной колонной проезжаем по городу, заодно отдаем честь местным сотрудникам ДПС, которые контролировали движение на центральной улице города. Нам надо залить топливо и только потом мы выйдем на маршрут. И буквально не доехав метров 300 до АЗС Поларис чихнул и высох. Датчик топлива показывал в остатке треть бака. Быстро цепляем его за мой квадр и тащим к автопоилке местного значения и очень подозрительного содержания. Заливаем все емкости до полного и снова на маршрут! Стоило только выйти из города, как мы тут же оказались на очень старой и в свое время прекрасно спроектированной дороге, которая соединяла местные деревушки. Эта дорога, которая пролегала по берегу очень живописной реки, поражала тем, как наши предки еще много лет назад тщательно подходили к вопросу строительства и эксплуатации. Ровные посадки вдоль обочин, поднятое полотно, причем тщательно укрепленное и местами мощенное камнем, да и просто хорошее настроение, погода, все это радовала глаз, не смотря на разруху в деревнях. Все мосты и мостики, что вызывали у меня сомнения при рассмотрении маршрута оказались на месте и мы достаточно быстро перемещались по карте на юг. Вскоре все же пришлось выйти на асфальт, так как я и предполагал, с одной стороны к дороге вплотную подошла сопровождающая нас речка, а с другой не очень понятное по состоянию болотце. Мчим по обочине, замечаю, что справа и параллельно нам идет дорожка для обслуживания то ли кабеля, то ли еще чего то. Но эта дорожка постоянно пересекалась участками метров по 200 заболоченными на столько, что было страшно смотреть. Вскоре навигатор показывает, что нам пора съезжать в лес, на огромную просеку под ЛЭП и по ней идти до нефтепровода ДРУЖБА. На снимках из космоса там было видно, что по нему проложена хорошая дорога. Этот участок порадовал своим содержанием – подъемы и спуски вниз к ручейкам, заболоченные, но вполне проходимые низинки, короче, все, что нам нужно, чтобы получать драйв от езды на квадре! В одной из луж я все же застрял))). Ребята проехали чуть левее и оперативно помогли мне вылезти. Нефтепровод вывел нас на очередной большак, который резко поворачивал наш маршрут направо, в сторону Западной Двины и Старой Торопы. Опять мелькают полуразрушенные деревни и одиноко стоящие домики. Остановились рядом с одним таким домиком. У калитки стояла бабушка, которая в очередной раз спросила нас, а чего нам дома не сидится и зачем нам надо в Украину… Спросили, с кем она тут живет, хотя ответ был очевиден. Не проехав и километра от этого хутора, я услышал нехороший звук из трансмиссии моего белого коня и неприятное щекотание пятой точки. Остановка и проверка показали, что болтается задний кардан у редуктора. В лучшем случае открутилась гайка на флянце ведущего вала, в худшем… Кидаем квадр набок и по щедро полетевшему на раму маслу становится понятно, что дело не в гайке. Разбираю редуктор и вижу остатки подшипника, обыкновенный подшипник 6305! Это уже немного радует, так как купить его проблемы большой не будет. Но валы обычно крутятся на двух опорах и я с трепетом заглядываю внутрь редуктора. Наверное Господь сегодня решил только пошутить со мной или просто проверял, достоин ли я того, чтобы все же приехать в Печоры. Второй, самый сложный подшипник стоял на месте целый и невредимый. Расстроил порванный сальник, но эту проблему можно обойти. Короче, принимается решение ремонтировать на месте.
Я всегда знал, что случайных людей на моем пути не бывает. Просто не может человек оказаться в определенном месте и в определенное время без какой-либо надобности. Это ему так кажется, что он тут просто гуляет или приехал по работе, а на самом-то деле он попадает сюда именно для того, чтобы помочь кому-то! И не важно, в чем будет заключаться эта помощь, возможно, это просто очень нужный тебе разговор или просто он подаст тебе руку и улыбнется, главное, что это происходит ВОВРЕМЯ! Вот именно в тот момент, когда я разобрал редуктор, на горизонте появился…грейдер! Большой, железный, новый и с местным водителем. Он выполнял свою работу, а конкретнее, ровнял песчаный большак. Он аккуратно объехал нас, пока мы соображали что и как. Но как только стало понятно, что отремонтировать можно, Ахмет с Пашей прыгнули в Поларис и поехали вдогонку грейдеру. Через 5 минут они вернулись и рассказали, что у этого водителя такого подшипника с собой нет, так как грейдер совсем новый и ремонтировать его еще рано, но он утверждал, что в городе Белый точно можно его купить. Заодно он рассказал, что можно попытать счастья и спросить детали на хуторе, что будет по дороге на Белый справа. По его словам там живет рукастый мужичек и в его запасниках вполне может лежать этот подшипник. Я сажусь к Ахмету, беру с собой все необходимое – крышку редуктора, сальник и подшипник и еду с ним на поиски. Действительно, через пару км справа добротный хутор с обилием разной техники, причем в рабочем состоянии. Нахожу хозяина, он с пониманием выслушивает мою речь, но помочь ему нечем, так как он совсем недавно поставил такой подшипник на свой УАЗ. Но он так же посылает нас в город и подробно рассказывает, где можно купить все, что нам надо. Не теряем время и быстро добираемся до Белого. Быстро находим магазин и приобретаю там нужный подшипник. С сальником сложнее. Едем в расположенный рядом еще один магазин, но и там сальника нет. Зато я вспомнил, что надо бы купить трансмиссионного масла, герметик и кусочек войлока. Заодно купил прямо у милой девушки-продавца ножницы, которые куда-то убежали из моего набора инструмента. На мое спасибо и пожелание ей здоровья, деток и хорошего мужчины, она тяжело вздохнула и ответила, что со здоровьем то все в порядке, а вот с мужчинами в их городе беда… Сразу за магазином вижу вывеску «АВТОСЕРВИС». Это мне повезло, так как подшипник необходимо запрессовать в крышку. Быстро перемещаюсь в светлое здание с большими воротами и…. Для того, чтобы понять, что такое лучший сервис этого города, необходимо вообще понимание того, что представляет из себя город Белый. Люди, которые много путешествуют по нашей огромной по территории Родине, скорее всего уже не удивляются таким поселениям. Это маленький, в 3500 жителей, древний районный центр, с очень богатой историей, и практически с полным отсутствием экономики. Только частные пилорамы позволяют людям получать 5000-8000 руб в месяц очень не стабильного дохода. Город умирает. Это видно во всем! В разрушенных частных домах и выбитых рамах на здании школы, это читается по лицам очень серых людей, что идут тебе на встречу. И мне по человечески их очень жаль. Радует только одно, что не смотря на все трудности, люди там живут по большому счету очень приветливые и отзывчивые, они готовы тебе помогать в любое время суток и делают это от чистого сердца и в силу своих возможностей и умений. Вот про умения и будут мои следующие строки. Я захожу в автосервис и вижу такую картину. Внутри помещения, по площади метров 50-60, есть смотровая яма, много хлама вокруг, стоят 2 УАЗа и два слесаря. Что характерно, трезвые! «Ребята, помощь нужна! Есть пресс или приспособы по запрессовке подшипников?»: задал я вопрос. « А в чем дело то? Поможем, чем сможем!» и один из слесарей берет у меня из рук крышку редуктора и новый подшипник. Объясняю ситуацию и паренек уверенно достает из недр кучи хлама на верстаке необходимые оправки и стяжной винт. Первая попытка и подшипник встает боком. Я заставляю разобрать все обратно и произношу фразу, которая коренным образом меняет суть всех последующих событий: «Давай погреем крышку, он сам туда упадет?!». Паренек молча берет газовый резак и в одно мгновение разогревает алюминий крышки до состояния пластилина! На моих глазах она начинает менять форму из правильных геометрически-цилиндрических в сторону футуристически-абстрактных. Занавес…. Я сумел собрать все свои эмоции и не высказать ему все двумя чисто русскими словами. «Токарный станок есть где рядом?» тихо спросил я. «У меня есть. Только не здесь, а в другой мастерской» ответил местный Кулибин и поник во взгляде. Грузимся в Поларис Ахмета и распугивая население несемся в другую мастерскую, которая находится на другом конце города. Наконец подъезжаем к какой то пилораме и наш мастер открывает ворота в большой сарай, изнутри поделенный на секции. Вот одна из секций и есть его мастерская. Освещения нет совсем. Посередине сарая, который завален полезным хламом на два метра вверх, как гордость все города, а тем более его владельца стоит квадр Стелс 500К. Чистый и натертый до блеска. «Это мой!»: с гордостью заявляет наш Кулибин, «Больше ни у кого нет». Станок то у тебя где?! Станок стоял в углу, как рояль в кустах. Старый, давно не видевший обслуживания, но реально работающий. На нем даже свет включился. Правда лампочка похоже, на 5Ватт, так как её катастрофически не хватает. Не буду рассказывать, как мы все это безобразие довели до нужной формы, но все же сделали. Ахмет потом рассказывал, что он хоть и не понимает, чего расплавил это парень, но точно понял, что если мы сейчас не исправим, то можно квадр сжечь! Вылезаю из тьмы сарая на солнце и по моему лицу мой друг понимает, что вроде все получилось. По дороге обратно наш мастер завез нас в магазин для спецтехники – лесовозной и тракторной, где был куплен сальник, который по внутреннему размеру подходил, а вот наружка на 3 мм была меньше. Отвозим нашего провожатого до его мастерской и попрощавшись летим к месту стоянки квадров.